Навигация до Бибихи
Когда во время дачного бума в СССР в 60-х годах Бибиху понемногу начали осваивать дачники, основным видом сообщения с этим отдаленным (по меркам тогдашних садоводов-любителей) населенным пунктом являлся водный транспорт. Машины были редкой роскошью, да и дорога в Бибиху была не совсем дорогой, а, скорее, направлением, преодолеть которое в распутицу на «Москвиче» или «копейке» не было никакой возможности.
Поначалу народ перевозили на баржах-"верандах", которые причаливали где-то в районе Зеленого Мыса, а дальнейший путь приходилось преодолевать пешком. Ходили эти веранды редко, давка на них была невероятная, а плыли они вниз по Оби почти четыре часа, а обратно и того больше.
Впоследствии интенсивность пассажирских перевозок возросла, а на смену верандам пришли более комфортабельные теплоходы «ПТ» (пассажирское судно типа «Москвич»). «Пэтэшки», как их ласково называли в народе, ходили побыстрее, но и на них водный путь до Бибихи занимал почти три часа. Лишь во второй половине 70-х годов у дачников появилась возможность добраться до своего участка всего за пару часов, когда в Бибиху начали ходить скоростные глиссирующие теплоходы «Заря» с водометным двигателем.
В отличие от «Ракет» с подводными крыльями, «Заря», имеющая осадку всего полметра, могла без проблем проходить мелководные участки, встречавшиеся на повороте к Бибихе, и кроме того, она имела возможность причаливать прямо к берегу, заползая на него чуть ли не на треть корпуса, что позволяло обойтись без обустройства причала и содержания дебаркадера. В зависимости от состояния дна у Бибихи, место причаливания менялось из года в год (а иногда и в течение одного года) и на протяжении 80-х — 90-х годов постепенно отодвигалось в сторону Седовой Заимки из-за постоянного обмеления участка реки, примыкающего к Бибихе. В 80-е годы в районе турбазы «Востокбурвода» устанавливался дебаркадер, который позднее также был передвинут ниже по течению, так что впоследствии помимо теплоходов «Заря» и «ПТ», к нему могли причаливать теплоходы «Ракета», «Полесье» и «Москва».
«Заря» с ее характерным пенистым водяным хвостом стала своего рода визитной карточкой Бибихи. Всего на маршруте от пристани «Октябрьская» (а впоследствии — от Речного вокзала) курсировало до Бибихи пять таких теплоходов: Заря-195 и Заря-196, построенные по проекту 946 (с более плавными линиями корпуса и особенно кормовой части), и Заря-237, Заря-253, Заря-300, построенные по проекту Р-83. Суда, построенные по этому проекту, отличались большей прочностью корпуса и надстройки, а также увеличенной длиной, что позволяло эксплуатировать их в условиях более интенсивного волнения. Однако при этом они характеризовались более высокой массой, из-за чего их скорость снизилась до 40 км/ч (по сравнению с 41-42 км/ч у пр. 946). На практике, «старая» «Заря» обычно доходила до Бибихи примерно на 10 минут быстрее «новой». А вот уровень шума в салоне у «новой» «Зари» был ниже за счет размещения звукоизолирующего коффердама между пассажирским салоном и машинным отделением (что тоже сказалось на массе судна).
Стоимость билета до Бибихи в 80-е годы составляла 2 рубля (детский билет стоил 1 рубль). Стоимость билетов на теплоход «ПТ» была в два раза ниже.
В 2000-х годах финансирование пассажирского водного транспорта сошло на нет, а пассажиропоток серьезно снизился, главным образом, из-за широкого распространения личного автотранспорта. Пассажирские перевозки по Оби стали убыточны, поэтому некоторые теплоходы были утилизированы, а некоторые — проданы частным лицам и компаниям. В настоящее время регулярные рейсы до Бибихи осуществляются только теплоходами «Москва» (1 рейс в день, три раза в неделю), если это позволяет уровень воды в реке.
Помню, от Зари волны очень большие были, мы всегда ждали, пока она пройдет, чтобы на кругах или на матрасах покачаться :))